Ремонт и обслуживание Mitsubishi Lancer 9, Hyundai Solaris.
Нажимной диск смонтирован в стальном штампованном кожухе 2, прикрепленном болтами 9 к маховику двигателя. Ведомый диск 1 установлен на шлицах первичного вала коробки передач и зажат диафрагменной пружиной между маховиком и нажимным диском. Подшипник 3 выключения сцепления установлен на направляющей втулке 5, закрепленной болтами на картере сцепления. Подшипник перемещается вилкой 7, установленной на шаровой опоре 4, ввернутой в картер сцепления. Вилка соединена с подшипником пружиной 8. На свободное плечо вилки, уплотненное в картере сцепления чехлом 6, воздействует шток рабочего цилиндра гидропривода выключения сцепления.
Гидравлический привод выключения сцепления (рис. 6.2) состоит из главного цилиндра 7а (76), рабочего цилиндра 2, шланга 14,трубки 3 и педали 10 сцепления. Шлангом 6 главный цилиндр соединен с бачком, установленным на главном тормозном цилиндре (бачок общий для обоих главных цилиндров). В гидроприводе выключения сцепления используется тормозная жидкость. Регулировка привода выключения сцепления описана в подразделе «Регулировка привода выключения сцепления».
Полезный совет
Чтобы сцепление служило долго и безотказно, не держите постоянно ногу на педали сцепления. Эту вредную привычку зачастую приобретают во время обучения вождению в автошколах из боязни не успеть выключить сцепление во время остановки автомобиля. Помимо быстрой усталости ноги, находящейся все время над педалью, сцепление оказывается хоть немного, но выжато, и ведомый диск при этом пробуксовывает и изнашивается. Кроме того, хотя выжимной подшипник и рассчитан на работу в режиме постоянного вращения, он при нажатой чуть-чуть педали находится под повышенной нагрузкой, и его ресурс снижается. По той же причине не рекомендуем подолгу держать сцепление в выключенном состоянии (например, в пробках). Если не придется сразу трогаться с места, лучше включить нейтральное положение коробки передач и отпустить педаль. Пробуксовку сцепления легко определить при помощи тахометра. Если во время движения при резком нажатии на педаль акселератора обороты резко растут, а потом немного падают и автомобиль начинает разгоняться, сцепление требует ремонта.
Рис. 6.1. Сцепление: 1 - ведомый диск; 2 - кожух сцепления с нажимным диском; 3 - подшипник выключения сцепления; 4 - опора вилки выключения сцепления; 5 - направляющая втулка подшипника выключения сцепления; 6 - защитный чехол вилки выключения сцепления; 7 - вилка выключения сцепления; 8 - соединительная пружина вилки и подшипника выключения сцепления; 9 - болт крепления кожуха сцепления.
Рис. 6.2. Гидравлический привод выключения сцепления: 1 - болт крепления рабочего цилиндра; 2 - рабочий цилиндр гидропривода выключения сцепления; 3 - трубка гидропривода выключения сцепления; 4 - скоба крепления шланга гидропривода выключения сцепления; 5 - болт-штуцер главного цилиндра гидропривода выключения сцепления; 6 - шланг к питающему бачку; 7а - главный цилиндр гидропривода выключения сцепления автомобилей с двигателями 4G13 и 4G18; 76 - главный цилиндр гидропривода выключения сцепления автомобилей с двигателем 4G63; 8 - гайка крепления главного цилиндра; 9 - палец вилки штока главного цилиндра; 10 - педаль сцепления; 11 - промежуточная проставка главного цилиндра; 12 - прокладка главного цилиндра; 13 - уплотнительные шайбы болта-штуцера; 14 - шланг гидравлического привода выключения сцепления.
Возможные неисправности сцепления, их причины и способы устранения
Причина неисправности |
Способ управления |
Неполное выключение сцепления (сцепление «ведёт») |
|
Уменьшен полный ход педали сцепления |
Отрегулируйте привод сцепления |
Коробление ведомого диска (торцовое биение более 0,5 мм) |
Выправьте диск или замените новым |
Неровности на поверхностях фрикционных накладок ведомого диска |
Замените накладки или ведомый диск в сборе |
Ослабление заклёпок или поломка фрикционных накладок ведомого диска |
Замените накладки, проверьте торцовое биение диска |
Заедание ступицы ведомого диска на шпицах первичного вала коробки передач
|
Очистите шлицы, покройте смазкой ЛСЦ-15. Если причина заедания — смятие или занос шлицев, то замените первичный вал или ведомый диск |
Воздух в системе гидропривода |
Прокачайте систему |
Утечка жидкости из системы гидропривода через соединения или повреждённые трубопроводы |
Подтяните соединения, замените повреждение детали, прокачайте систему гидропровода |
Утечка жидкости из главного цилиндра или рабочего цилиндра привода сцепления |
Замените главный или рабочий цилиндр |
Ослабление заклёпок крепления нажимной пружины |
Замените кожух сцепления с нажимным диском в сборе |
Перекос или коробление нажимного диска |
То же |
Неполное включение сцепления (сцепление «буксует») |
|
Отсутствует свободный ход педали сцепления |
Отрегулируйте привод сцепления |
Повышенный износ или пригорание фрикционных накладок ведомого диска |
Замените фрикционные накладки или ведомый диск в сборе |
Замасливание фрикционных накладок ведомого диска, поверхностей маховика и нажимного диска |
Тщательно промойте уайт-спиритом замасленные поверхности, устраните причины замасливания дисков |
Повреждение или заедание привода сцепления |
Устраните неисправности, вызывающие неисправности |
Рывки при работе сцепления |
|
Заедание ступицы ведомого диска на шлицах первичного вала |
Очистите шлицы, смажьте смазкой ЛСЦ-15. Если причина заедания — смятие или износ шлицев, то при необходимости замените первичный вал или ведомый диск |
Замасливание фрикционных накладок ведомого диска, поверхностей маховика и нажимного диска |
Тщательно промойте уайт-спиритом замасленные поверхности, устраните причины замасливания дисков |
Заедание в механизме привода сцепления |
Замените деформированные детали. Устраните причины, вызывающие заедание |
Повышенный износ фрикционных накладок ведомого диска |
Замените накладки новыми, проверьте, нет ли повреждений поверхности диска |
Ослабление заклёпок фрикционных накладок ведомого диска |
Замените неисправности заклёпки, а при необходимости и накладки |
Повреждение поверхности или коробление нажимного диска |
Замените кожух сцепления с нажимным диском в сборе |
Повышенный шум при выключении сцепления |
|
Износ, повреждение или утечка смазки из подшипника выключения сцепления |
Замените подшипник |
Повышенный шум при включении сцепления |
|
Поломка или снижение упругости пружин демпфера ведомого диска |
Замените ведомый диск в сборе |
Поломка, снижение упругости или соскакивание фиксирующей пружины вилки выключения сцепления |
Замените вилку выключения сцепления |
Поломка пластин, соединяющих нажимной диск с кожухом |
Замените кожух сцепления с нажимным диском в сборе |