Стартер Mitsubishi Lancer 9

Стартер автомобиля Mitsubishi Lancer представляет собой четырехполюсный, четырехщеточный электродвигатель постоянного тока с возбуждением от постоянных магнитов, совмещенный с планетарным редуктором и с электромагнитным двухобмоточным тяговым реле.

Стартер

Рис. 10.6. Детали стартера: 1 - крышка со стороны привода; 2, 18 - втулки подшипников; 3 - стопорное кольцо муфты привода; 4 - упорное кольцо муфты привода; 5 - муфта привода; 6 - коронная шестерня планетарного редуктора; 7 - рычаг привода; 8 - накладка опоры рычага привода; 9 - демпфер опоры рычага привода; 10 - регулировочные прокладки; 11 - тяговое реле; 12 - уплотнительное кольцо планетарного редуктора; 13 - планетарная шестерня; 14 - вал привода; 15 - стяжной болт; 16 - винт крепления крышки со стороны коллектора к статору; 17 - крышка со стороны коллектора; 19 - щеткодержатель; 20 - ротор; 21 - статор.

Крышки 1, 17 (рис. 10.6) и корпус статора 21 двумя болтами 15. В корпусе статора закреплены постоянные магниты. Вращение от ротора 20 электродвигателя передается валу 14 привода через планетарный редуктор, состоящий из коронной шестерни б, водила, изготовленного за одно целое с валом 14 привода, и трех планетарных шестерен 13. На валу привода установлена роликовая муфта 5 свободного хода.

Валы привода и якоря вращаются в двух металлокерамических втулках подшипников 2 и 18, запрессованных в крышки 1 и 17 соответственно.

На крышке 1 со стороны привода закреплено тяговое реле 11, якорь которого через рычаг 7 перемещает муфту 5 привода.

При повороте ключа в выключателе (замке) (рис. 10.7) зажигания 9 в положение «START» (стартер) напряжение от аккумуляторной батареи 1 подается на втягивающую 3 и удерживающую 4 обмотки тягового реле, якорь 5 которого перемещает рычаг 7 (см. рис. 10.6) привода, и шестерня муфты 5 привода стартера входит в зацепление с зубчатым венцом маховика двигателя. Одновременно якорь тягового реле замыкает силовые контакты 2 (см. рис. 10.7) (в этот момент втягивающая обмотка выключается) и на электродвигатель стартера подается напряжение от аккумуляторной батареи. Якорь стартера через планетарный редуктор проворачивает коленчатый вал двигателя. После пуска двигателя, когда частота вращения шестерни превышает частоту вращения вала стартера, муфта свободного хода привода разблокируется и пробуксовывает, тем самым предохраняя стартер от высокой частоты вращения и повреждений.

В зависимости от модели двигателя на автомобили могут быть установлены стартеры различной мощности.

Параметр

Модель двигателя

4G13, 4G18

4G63

Тип

С возбуждением от постоянных магнитов, дистанционным управлением с электромагнитным включением, планетарным редуктором и муфтой свободного хода

Номинальное напряжение, В

12

Номинальная мощность, кВт

1.2

1,4

Потребляемый ток на режиме холостого хода, А

95

90

Частота вращения якоря на режиме холостого хода, мин-1, не менее

6000

Число зубьев шестерни привода

8


Стартер

Рис. 10.7. Схема соединений стартера: 1 - аккумуляторная батарея; 2 - контакты тягового реле стартера; 3 - втягивающая обмотка тягового реле стартера; 4 - удерживающая обмотка тягового реле стартера; 5 - якорь тягового реле стартера; 6 - ротор; 7 - полюс статора (постоянный магнит); 8 - щетка; 9 - выключатель (замок) зажигания.

Возможные неисправности стартера, их причины и способы устранения

Стартер не включается

Неисправна аккумуляторная батарея

Проверьте аккумуляторную батарею

Окисление клемм аккумуляторной батареи и наконечников проводов

Зачистите, закрепите и смажьте наконечники проводов и клеммы техническим вазелином

Нарушение контактов в соединениях, обрыв проводов в цепях электроснабжения и управления стартером

Проверьте, зачистите, подтяните или замените контактные соединения в цепях электроснабжения и управления стартером

Нарушение в работе выключателя (замка) зажигания

Отремонтируйте или замените выключатель (замок) зажигания

Неисправно тяговое реле

Замените тяговое реле

Неисправен стартер

Отремонтируйте стартер

Тяговое реле включается, но якорь стартера не вращается или вращается слишком медленно

Сильно разряжена аккумуляторная батарея

Зарядите или замените аккумуляторную батарею

Окисление клемм аккумуляторной батареи и наконечников проводов

Зачистите, закрепите и смажьте наконечники проводов и клеммы техническим вазелином

Слабая затяжка гаек крепления наконечников проводов на выводах тягового реле

Затяните гайки

Неисправен стартер

Отремонтируйте стартер

Тяговое реле включается и сразу выключается (часто повторяющийся стук)

Сильно разряжена аккумуляторная батарея

Зарядите или замените аккумуляторную батарею

Увеличенное сопротивление цепи электроснабжения стартера

Зачистите и закрепите наконечники проводов. Неисправные провода замените

Неисправен выключатель (замок) зажигания

Отремонтируйте или замените выключатель (замок) зажигания

Неисправно тяговое реле

Замените тяговое реле

Стартер включается, но коленчатый вал не вращается

Неисправен стартер

Отремонтируйте стартер

Стартер включается, но шестерня не входит в зацепление

Забоины на зубьях шестерни муфты привода или венца маховика

Устраните забоины или замените маховик либо муфту привода стартера

Стартер не выключается после пуска двигателя

Заедание ключа в выключателе (замке) зажигания в положении «START» (стартер)

Отремонтируйте или замените выключатель (замок) зажигания

Замыкание контактов выключателя (замка) зажигания

Отремонтируйте или замените выключатель (замок) зажигания

Неисправен стартер

Отремонтируйте стартер

Повышенный уровень шума при вращении якоря стартера

Ослаблено крепление стартера

Подтяните болты крепления стартера

Повреждены зубья шестерни муфты привода стартера или зубчатого венца маховика двигателя

Замените или отремонтируйте стартер, замените маховик двигателя

Неисправен стартер

Отремонтируйте стартер

Полезный совет

Чтобы избежать многих неисправностей стартера, при его эксплуатации соблюдайте ряд простых правил.

При пуске двигателя включайте стартер не более чем на 10-15 с и повторно - через 20-30 с. Непрерывная длительная работа стартера может привести к перегреву. Если после трех попыток двигатель не пускается, то следует проверить и устранить неисправности в системе питания двигателя или в системе зажигания. После пуска двигателя немедленно выключайте стартер, так как длительное вращение шестерни привода маховиком может привести к заклиниванию муфты свободного хода привода. Не допускается передвигать автомобиль при помощи стартера. Это вызывает его значительную перегрузку и повреждение.